Права и законные интересы организации могут защищаться
единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами,
действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации
(часть 5 статьи 54 КАС РФ). От имени органов государственной власти, иных
государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать
в суде их руководители (часть 8 статьи 54 КАС РФ).
Следует иметь в виду, что основания участия в процессе
и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований
участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц
не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными
правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не
предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования.
Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде
лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать
требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55
КАС РФ).
Согласно части 5 статьи 57 КАС РФ полномочия
представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица,
сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе
судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме.
Такое оформление полномочий представителя
осуществляется представляемым лицом непосредственно в ходе судебного заседания
по административному делу. Соответствующие полномочия представителя действуют
лишь в том судебном заседании, в котором сделано указанное заявление.
По смыслу части 2 статьи 56 КАС РФ, указание в
доверенности права представителя на подписание административного искового
заявления и подачу его в суд означает также наличие у него права на подписание
и подачу заявления о вынесении судебного приказа.
Если у административного ответчика, место жительства
которого неизвестно, нет представителя, суд назначает в качестве представителя
адвоката и рассматривает административное дело с участием назначенного
представителя (часть 4 статьи 54 КАС РФ).
Данное положение подлежит применению и в тех случаях,
когда явка в судебное заседание административного ответчика признана судом
обязательной или является обязательной в соответствии с законом, например, в
случае отсутствия в месте жительства (пребывания) гражданина, в отношении
которого подано административное исковое заявление о госпитализации в
медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
Если лицо, участвующее в деле и не обладающее
административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо
если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в
суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство
по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами
вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя (часть
5 статьи 58, часть 2 статьи 190 КАС РФ).
Под органами, перед которыми может быть инициирован
вопрос о назначении представителя, понимаются адвокатские палаты субъектов
Российской Федерации; под органами, перед которыми может быть инициирован
вопрос о замене законного представителя, - органы опеки и попечительства.
Обращение суда к указанным субъектам по вопросу о
назначении представителя или замене законного представителя должно быть
изложено в определении о приостановлении производства по административному делу
и является обязательным и подлежащим неукоснительному исполнению (часть 1
статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ
“О судебной системе Российской Федерации”).