Для предупреждения совершения лицами, освобожденными
из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них
индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и
общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011
года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные
ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности
(административное ограничение).
Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за
соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные
ограничения, таких ограничений.
Исходя из изложенного административное ограничение не
является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а
представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения
преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за
определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством
осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 КАС РФ.
Данные дела рассматриваются судами в порядке главы 29
Кодекса.
Административные дела об установлении, продлении,
досрочном прекращении административного надзора, о частичной отмене или
дополнении ранее установленных административных ограничений рассматриваются
районным судом с соблюдением правил территориальной подсудности,
предусмотренных частями 5 и 6 статьи 270 КАС РФ.
Административное исковое заявление об установлении
административного надзора в отношении лица, находящегося в местах лишения
свободы и подлежащего освобождению, подается в суд по месту нахождения
исправительного учреждения.
Если к моменту освобождения лица из мест лишения
свободы решение по делу не принято, данное дело подлежит разрешению по существу
судом, принявшим к производству соответствующее административное исковое
заявление (часть 1 статьи 27 КАС РФ).
Дела об установлении административного надзора за
лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о продлении, досрочном
прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене ранее
установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматриваются
судом по месту жительства или пребывания таких лиц.
Административное исковое заявление об установлении
административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного
вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в
виде лишения свободы заменена ограничением свободы, подается органом внутренних
дел по месту жительства или пребывания этого лица (части 6 и 8 статьи 270 КАС
РФ, статья 53 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если лицо, освободившееся из мест лишения свободы, не
имеет регистрации по месту жительства или пребывания, административное исковое
заявление подается в суд по месту его фактического постоянного проживания
(нахождения), которое устанавливается совокупностью доказательств, свидетельствующих
о том, что лицо выбрало соответствующую территорию как место своих приоритетных
каждодневных жизненных интересов (например, территория внутригородского
муниципального образования города федерального значения, территория
муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским
делением, территория внутригородского района, городского или сельского
поселения).